Что такое история?
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена...
И. Бунин
Дорогие друзья! Вы когда-нибудь задумывались над словом «история»?! Давайте, подумаем вместе, а, что же такое история? Уверен, что многие на этот вопрос ответят, что история – это наука. И, будут правы, но только отчасти. История – с одной стороны, действительно наука; ибо она имеет свой предмет, свою методологию. Однако, история – не только наука. История – это наша жизнь.
Каждая прожитая нами минута, в следующую секунду уходит в прошлое, превращается в историю. Когда, человек, занимающийся поиском прошлого, начинает описывать произошедшие события, он лишь приближается к действительности. Ведь, увидеть своими глазами, что и как было на самом деле, не дано никому. Нет машины времени, чтобы перемещаться по времени, оказаться, например, в Москве конца XVIIвека, чтобы воочию встретить какое-нибудь утро стрелецкой казни.
В этом плане, примечательно, как английский историк Юм писал очередной том истории человечества, когда с улицы вдруг послышался отчаянный гвалт. Юм послал горничную – узнать, что там случилось, и та сказала, что ничего особенного, просто поссорились прохожие. Но пришел лакей, сообщивший, что на улице произошло злодейское убийство. Затем прибежал почтальон и сказал историку, что сейчас была на улице большая потеха – подрались две голодные собаки, заодно покусав мужчину и двух женщин. Юм в раздражении швырнул перо на стол.
— Это невыносимо! – воскликнул он. – Как же я могу писать историю прошлого человечества, если не в силах выяснить даже того, что творится у меня под самым носом – напротив моего дома!
Однако он все-таки продолжил работу. К чему я все это? К, тому, что наши знания о прошлом всегда и почти во всем приблизительны. Мы лишь можем догадываться, что произошло на самом деле, читая исторические хроники, заглядывая в пожелтевшие от времени фотографии, любуясь творениями великих художников. И, это приближенное знание прошлого и является на самом деле историей.
Каждый, кто прикасается к истории, знает – нет ничего истинного, что могло бы стать ложным. И, наоборот, то, что раньше считалось ложным, под давлением новых фактов и открытий становится истинной. Так, например, официальная историческая наука, продолжает отрицать существование Атлантиды – легендарной цивилизации, о которой еще в свое время писал Платон. На сегодняшний день накопилось столько противоречивых фактов, отрицать и не принимать которых становится все труднее и труднее. Так и с Атлантидой. Многие пришли к выводу, что эти легендарные цивилизации существовали, и погибли в результате грандиозной катастрофы. Но, официально, до сих пор, Атлантида не считается цивилизацией, которая была на самом деле. Но, если внимательно присмотреться к древнейшим легендам и сказаниям Востока, то становится ясно, о какой цивилизации они говорили. Об этом же писали эзотерики: Елена Блаватская и Николай Рерих. Но, об Атлантиде расскажу в своих следующих статьях. Тем более, что на страницах интернет-журнала «Историк» есть моя авторская статья, посвященная истории Атлантиды, и более древней цивилизации Лемурии.
История, как наука не выходит за рамки описательности. В этом заключается еще одна её особенность. Описывать события и факты берутся многие, но только единицы – способны приблизить свое видение к достоверности. Так, же и с художниками. Исторические полотна Васнецова, Сурикова, Репина, Глазунова и многих других художников, покажутся неискушенному зрителю правдивыми. Но, это правда, только художника, который смог в силу своего восприятия и таланта приблизиться к истине; воплотить эту приближенную истину на своих полотнах. Также и с писателями...
Таково наше знание истории, и другого знания, к сожалению не дано. Человек бессилен перед временем. У него нет зрения, чтобы проникнуть через толщу времени, увидеть события в их истинном свете. Поэтому, наше восприятие истории – сугубо индивидуально, зависит от многих как объективных, таких и субъективных факторов. Оценивая историческое событие, каждый из нас вкладывает свой личный опыт и знания. Вот почему историю нельзя считать только наукой. История больше, чем наука. В этом убеждаешься лишний раз, когда оглядываешься на свои же прожитые годы...
Думаю, что вам, дорогие друзья, стало теперь понятно мое трепетное отношение к истории. Ведь мы сами ее творим своими делами и поступками.