Битва за Врубеля. По следам романа Юлиана Семенова «Аукцион»

За то время, которое прибывал на этом портале, нашел для себя много интересного, особенного в области литературы и искусства. Однако, большинство из них посвящены «легкой» литературе: фэнтэзи, фантастике, любовному роману и.т.д. К сожалению на этом портале, не нашел статей, которые бы осветили советскую литературу 60-80-х годов прошлого века. А, именно в тот период, в советскую литературу ворвалась целая талантливая плеяда писателей, работавших в жанре политического детектива. Среди этих писателей особо хочется выделить Юлиана Семенова, чьи произведения вошли в золотой фонд мирового детектива. В данном случае не веду речи о жизни и творчестве писателя. Мой интерес определен только одним его произведением, а именно романом «Аукцион», в котором речь идет о возвращении художественных ценностей, похищенных из музеев России, Белоруссии, Украины нацистами в годы Великой Отечественной войны. Я не пересказывать роман Юлиана Семенова (если кому интересно могут прочитать его сами; благо – он теперь есть в электронной форме и его легко найти в интернете). Меня, как историка заинтересовали следующие вопросы, которые я и выношу на обсуждение:

1) о какой картине Михаила Врубеля могла идти речь в романе;

2) где и как нацисты прятали награбленные произведения искусства;

3) действительно ли спецслужбы западных стран препятствовали и продолжают препятствовать возвращению похищенных произведений искусства?


 


 

И, так все по порядку. Произведения Юлиана Семенова, написанные в жанре политического детектива, несут в себе заряд правды. Они написаны на основе подлинных документов, личных воспоминаний таких людей, как например Карл Вольф – обергруппенфюрер СС, который весной 1945 года вел сепаратные переговоры с Алленом Даллесом – резидентом Управления Стратегической Службы США в Берне (Швейцария). И, это позволяет относиться к творчеству Юлиана Семенова ни как к беллетристике, а как серьезному чтиву. Этому же подталкивает и тот факт, что в произведениях Семенова наряду с вымышленными героями присутствуют вполне исторические персоналии. Но вернемся к роману Юлиана Семеновича «Аукцион», действие которого разворачивается в конце 70 – начале 80-х годов XX века. Сюжет его довольно прост. Советский журналист Дмитрий Степанов, русский аристократ – князь Ростопчин – эмигрант первой волны и немецкий историк Фриц Золле пытаются вернуть картину Михаила Врубеля, которая была похищена нацистами в годы Великой Отечественной войны из музея в Киеве. О какой же картине мог вести речь Юлиан Семенов, если допустить, что он перенес в роман реальные события. Я решил выяснить этот вопрос. К, сожалению, в моем распоряжении было не так много материалов. Тем не менее, могу предположить, что речь могла идти об одной из трех картин великого русского художника коем является Михаил Врубель. 

Первая из них «Богоматерь с младенцем»

Вторая – «Гамлет и Офелия»

Третья — портрет сына худжника


Почему именно эти картины? Во-первых: к началу Великой Отечественной войны эти картины находились в музее Киева, и могли быть похищены нацистами. Во-вторых: в романе Юлиан Семенов штрихом дает некоторые сведения о картине: масло; сто на семьдесят три, и в конце романа – «посмотри в глаза младенца, — тихо сказал Ростопчин. – Давай помолчим с тобою и посмотрим в его глаза...». А, во всех этих трех картинах присутствуют мальчики. Однако, мне так и не удалось с точностью установить, о какой же все таки из них идет речь в романе. Так, что этот вопрос пока остается открытым.

Альянсу Степанова – Золле – Ростопчина противостоит агент одного из ведущих страховых компаний США Джос Фол в прошлом сотрудник Центрального разведывательного управления. Почему именно США в лице ЦРУ и страховых компаний так рьяно боролись против того, чтобы культурная ценность не вернулась в СССР. Дело в том, что большинство культурных ценностей (картины, скульптуры, иконы) похищенные нацистами из музеев Советского Союза, Польши, Венгрии, Чехословакии других стран Восточной Европы, а также Бельгии, Голландии, Франции, были запрятаны в шахтах Альт Аусзее в Штирии (Австрия). По соглашению Рузвельта, Черчилля, Сталина, подписанному в феврале 1945 года во время Ялтинской конференции, данная территория входила в американскую оккупационную зону. Кроме того, по воспоминаниям Карла Вольфа, Аллен Даллес одним из главных условий начала сепаратных переговоров выдвинул требование, во что, бы то не стало сохранить в целостности шахты Альт Аусзее, которые по приказу Гитлера должны были быть взорваны в случае прорыва англо-американских войск в Штирию. В результате, шахты остались в целостности, а все культурные ценности, в том числе, вывезенные из СССР оказались в руках американских спецслужб. 

Спустя два-три десятка лет после окончания войны, на ведущих аукционах Лондона, Нью-Йорка, Парижа начали появляться картины и другие произведения искусства, некогда принадлежавшие музеям Советского Союза и других стран Восточной Европы. Доказать, что выставленные на продажу картины и другие культурные ценности были украдены, является задачей сложной, даже при наличии соответствующих документов. Западные страховые компании на то и существуют, чтобы коллекционеры, которые в большинстве своем люди весьма богатые и влиятельные, не имели проблем с законом. Поэтому страховые агенты ведущих компаний США, Великобритании, Франции, Германии, завязанные на спецслужбы, делают все возможное и невозможное, чтобы аукционы, торгующие предметами искусства и культуры, проходили, что называется без сучка и задоринки. Таким образом, страховые агентства в этом отношении весьма тесно сотрудничают с разведками, которые в свою очередь получают обширную аналитическую и конкретную информацию от различных научно-исследовательских институтов.

 А, теперь немного истории о том, как нацисты прятали сокровища, награбленные в Европе. В конце 1944 года в Страсбурге собрались бонзы тогдашней Германии: шеф гестапо Эрнест Кальтенбруннер, Адольф Эйхман, ведавший уничтожением евреев в концлагерях, Отто Скорцени – специалист по диверсиям и тайной войне, короли германской промышленности и тузы финансового мира. Это было так называемое «распределительное совещание». Все решалось быстро, точно и четко: кому из участников совещания и какая доля германского капитала отдается, чтобы скрыть от победивших союзников. Не мелочились, ведь счет шел на миллионы. Однако не всё, что было награблено, удалось вывести из Германии в нейтральные страны. Шедевры мирового искусства, архивы имперской безопасности (РСХА), часть золотого запаса Германии, было решено спрятать в специально оборудованных тайниках. Один из таких тайников и был оборудован в штольнях Альт Аусзее. Охрана, а в случае прорыва англо-американских войск в район Штирии уничтожить культурные ценности, было поручено Отто Скорцени. Соответствующий приказ могли отдать три человека – Гитлер, Гиммлер и Кальтенбруннер. Но, самое интересное заключается в том, что такой приказ не отдал никто из этой троицы. Гитлер к тому времени уже был мертв, но до этого он отстранил Гиммлера от власти, приказав считать его предателем, так как Гитлеру стало известно о сепаратных переговорах, которые вели Карл Вольф и Вальтер Шелленберг с Даллесом от имени Гиммлера. Что, касается Кальтенбруннера, то он приказ об уничтожении «Альпийской крепости» так и не отдал, стремясь тем самым доказать лояльность Западу. В результате, специально созданный отдел УСС, по культурным ценностям стал обладателем уникальных картин, скульптур, ювелирных украшений. В последующем, именно эти ценности и стали выставляться на торгах в различных аукционах.

 

Так в романе Юлиана Семенова события прошлого становятся предметом исследования настоящего. И сегодня нет-нет да и выставляются на торги шедевры русского и мирового искусства, которые некогда были украдены нацистами из музеев оккупированных стран. Их возвращение далеко не решенная проблема, а ведь, по словам писателя, только из Украины нацисты вывезли триста тридцать тысяч произведений искусства. Примерно столько же из Белоруссии и России. До сих пор, например неизвестна судьба знаменитой янтарной комнаты. И, это уже не выдумки романиста, а факты истории. Вот таким образом, литература тесно переплетаются с историей, становясь предметом исследования.   

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка инстаграм
Рамиль
Рамиль
Был на сайте никогда
51 год (01.01.1973)
Читателей: 9 Опыт: 0 Карма: 1
все 8 Мои друзья
Я в клубах
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Слухи и Факты Пользователь клуба
АРТик Пользователь клуба
Политика Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Помощь блогерам сайта MyPage. Пользователь клуба