Дао: в поисках гармонии с миром

Приветствую тебя, мой друг. Мы с тобой сегодня окунемся в загадочный беспредельный мир древнекитайского учения о Дао. Что такое Дао? – ты задаешь вопрос. Мне трудно на это ответить, ибо Дао – это все. Это наш мир, наш путь по этому миру, это и Бог, это и ты, и я, и все люди, которые нас окружают. Как говорил основоположник учения о Дао китайский мыслитель Лао-Цзы: «Великий Дао растекается повсюду. Оно может находиться и слева и с права. Благодаря ему рождается и существует все сущее, и оно не прекращает своего роста. Оно совершает подвиги, но нельзя выразить в словах, в чем его заслуга. С любовью оно выращивает все сущее, но считает себя властелином всего сущего». О Дао мы можем лишь догадываться или не догадываться вообще. Но, он существует… Я расскажу тебе сегодня, мой друг, все, что сам познал о Дао. Но это не будет абсолютное знание… Ты сам способен понять и познать Дао, но это будет лишь твое знание, ибо:
 

«Когда высший узнает о Дао,
Он старательно исполнит его.
Когда средний узнает о Дао,
Он то соблюдает, то теряет его.
Когда низший узнает о Дао,
Он смеется над ним.
Если бы он не смеялся над ним,
Оно не заслуживало бы имени Дао».

 


Мой друг! С чего начать узнавать о Дао? Какой выбрать путь, чтобы достичь его? Какие препятствия существуют на этом пути? И, так начнем наш путь в Дао. Но для начала несколько слов о его создателе.

В тысячелетии до н.э. в Китае существовали различные верования, носившие шаманский характер. Из этих верований и выросло то, что принято называть «Учением о Дао» или «Даосизм». Сами китайцы называют это учение «Дао дэ цзин». Основоположником учения о Дао принято считать китайского мудреца Лао-Цзы, жившего в Китае в VIVвеках до н.э. Достоверных сведений о нем не сохранились, но китайский историк Сыма Цянь в своем труде «Ши цзи» («Исторические записки») поместил краткую биографию Лао-Цзы. Сима Цянь называет мудреца уроженцем царства Чу, и сообщает, что звали его Ли Эр (Лао-Цзы собственно не имя, а прозвище, означающее «Старый мудрец» или «Старый философ»). Ли Эр долгое время служил историком-хранителем государственных архивов в царстве Чу, где встретился с другим выдающимся философом Конфуцием. В одно прекрасное утро, — сообщает историк, — Ли Эр покинул дворец и на черном быке двинулся на запад через проход Ханьгу. Но перед тем как покинуть свою Родину, Лао-Цзы оставил трактат, в котором изложил основы своего учения. Куда дальше пошел «Старый мудрец» никто не знает. Сыма Цянь так завершает жизнеописание Лао-Цзы: «Никто не знает, чем он закончи». 

Вот мой друг мы и подошли к самому важному, а именно о том, что содержит в себе учение великого мудреца, которому в Китае вот уже на протяжении нескольких тысячелетий следуют миллионы. Лао-Цзы изложил свое учение в трактате «Дао дэ цзин». Главная категория этого трактата – Дао или путь. Все сущее, создано Дао, чтобы затем совершив круговорот снова вернуться к нему. Дао – первопричина, но он также и конечная цель бытия. Дао недоступно чувственному восприятию; его нельзя выразить словами. Однако, жизненный путь человека, познать Дао. Для познания Дао нужно жить в гармонии с природой, не ссориться с самим собой. Это возможно, если придерживаться принципа недеяния, сохранив в себе чистоту ребенка.

А, что такое «недеяние»? – спрашивает не посвященный. Разве возможно, чтобы в жизни не действовать? Ведь жизнь – это движение. В том то и дело, что мы воспринимаем жизнь как действие. Наше мышление, основанное на двойственности формальной логики не может уловить целостности мира, в котором человек одновременно «я и не я». Что же это значит?

Представим себе, лес. Лес состоит из деревьев, но их мы не можем увидеть, ибо мы видим их всех вместе. А, если будем смотреть на одно дерево, то естественно не увидим леса. Дао же учит другому – одновременно видеть весь лес и одно дерево. Мы же живем по принципу формальной логики, которая противоречит законам природы. Вот один лишь маленький пример — математическая формула, основанная на формальной логике 1-1=0. Но ведь в природе не существует ноля. Если к этой формуле мы подойдем не формально, а так нас учат даосские мудрецы, то эта формула будет выглядеть следующим образом: 1-1=1. Западная философская мысль больше обращена на окружающий мир, тогда как на Востоке мысли и познания обращены на человека. «Познай себя» — эту лапидарно выраженную мудрость Древнего Востока мы находим и в надписи в Дельфийском храме. 

Каким же образом даосские мудрецы учат познавать себя? Для чего это нужно? Познавать себя, учит Даосизм, необходимо, чтобы жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Познавая себя, человек тем самым понимает, как и каким образом, ему необходимо увеличивать свою жизненную энергию. Совершенствование собственной природы, увеличение жизненной энергии – это лишь способы и средства. Конечная же цель доасской практики – обретение бессмертия. Человек погружаясь в свою природу должен выплавить в себе «три драгоценности», «три цветка»: цзин, ци, шэнь. Условно их можно обозначить как физическую силу (цзин), жизненную силу (ци) и духовную (шэнь). Для обретения этих трех драгоценностей, в даосизме существует целый комплекс физических упражнений, дыхательные упражнения и духовное самосовершенствование (то есть медитация). Физические и дыхательные упражнения относятся к даосской практике йога. Медитация же более сложная процедура, требующая сосредоточения, при котором практикующий должен достичь полной пустоты, и тогда, учат мудрецы, он сольется с Дао. Для этого, в даосизме существует целый ряд притч и легенд, над которыми стоит сосредоточиться, чтобы отречься от внешних факторов и полностью погрузиться в себя.

Позволь, мой друг, привести некоторые из этих притч.

«Один приморский житель любил чаек. Каждое утро отправлялся в море и плыл за чайками. Чайки же слетались к нему сотнями. Его отец сказал:
— Я слышал, что все чайки следуют за тобой. Поймай-ка мне нескольких на забаву.
На другое утро, когда Любитель чаек отправился в море, чайки кружились над ним, но не спускались.

Поэтому и говорится: «Высшая речь – без речей, высшее деяние – недеяние. То знание, которое доступно всем, — неглубокое».

_______________________

«Перед тем как ослепнуть, глаза разглядят даже кончик волоса. 
Перед тем как оглохнуть, уши расслышат даже полет москита.
Перед тем как притупится ощущение вкуса, язык отличит воду реки Цзы от воды из реки Минь.
Перед тем как утратить обоняние, нос отличит запах обожженного дерева от запаха гниющего.
Перед тем как телу окостенеть, человек бежит быстро.
Перед тем как утратить рассудок, сердце легко отличает правду от лжи.

Причина в том, что, не достигнув предела, вещи не переходят в свою противоположность».

_______________________

«Вершей пользуются при рыбной ловле. Наловив же рыбы, забывают про вершу. Ловушкой пользуются при ловле зайцев. Поймав же зайца, забывают про ловушку. Словами пользуются для выражения мысли. Обретя же мысль, забывают про слова. Где бы мне отыскать забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить!».

_______________________

Сосредотачиваясь на этих притчах, человек погружается в себе. Оно оставляет за дверями своего разума все лишнее: страсти, сомнения, мысли, чувства. Все его существо погружается в пустоту. Он не идет, не дышит, не смеется и не плачет; он видит лишь бездну, которую ему надо перешагнуть. Перешагнув бездну, человек достигает истинной мудрости и его душа обретает Дао. Так, вкратце можно сказать о практике медитации в Дао. Этому в Китае учат и сегодня во множестве храмов, построенных тысячами по всей стране.

Даосские храмы поражают красотой и величием. В них сосредоточена вековая мудрость. Сюда приходят люди, чтобы постичь Дао. Но не всем это дается. Ведь Дао – это путь к гармонии, путь в котором мы совершаем много ошибок. Если бы человек не ошибался, он бы не искал, — говорил Лао-Цзы. 

А, теперь несколько слов о моих личных впечатлениях, после прочтения некоторых книг по даосизму. Первое, это было неподдельное восхищение древней мудростью. Во-вторых: я попытался сосредоточиться на даосских притчах, чтобы как советовал Лао-Цзы: «узреть себя до рождения». К сожалению мне это не удалось. Не хватило терпения, да и не мог полностью уйти от внешних факторов в мир чистой мысли, то есть в такое состояние, когда в голове не осталось бы не одной мысли. И, в-третьих: понял, что рассказы о чудесах Востока не вымысел, а вполне конкретная реальность. Человеческая природа безгранична, а наши скрытые способности могут проявляться в самых невероятных свойствах, например,  человек способен летать, преодолевая земное притяжение. Но самое, главное, что я понял, для достижения гармонии необходимо органическое соединение двух начал инь и янь, наполненных жизненной энергией ци. Вот к таким выводам пришел после того, как прочитал лишь самую незначительную часть  даосской мудрости.

В заключение, хочу сказать, мир прекрасен. Мы живем в этом мире, но порой не замечаем окружающей нас красоты. А, ведь, только соприкасаясь с природой человек, становится лучше, благороднее и гармоничнее в своей повседневной жизни… Этому тоже учил великий мудрец Лао-Цзы.


Обсудить у себя 2
Комментарии (9)

интересно… раньше мне не попадалась информация о Дао… как-то мимо проходил

Да понимаю вас. Сложно понять с первого раза это учение. Очень много противоречивого. Но с другой стороны, много интересного. Возможно, что и продолжу изложение учения Дао. Ведь там есть космогонические концепции, и даже, о том, как устроить свою интимную жизнь…  

почитаем)

Обязательно. Но, пока у меня тут назревает идея новой статьи, которая будет касаться российско-японских отношений и их истории.

интересно будет о нашем времени и о курилах!!! что там порешали… кто кому уступил и т.д.

 

И это тоже. Ведь, история с Курилами – это отдельная сложная дипломатическая проблема. Особенно в свете сегодняшних российско-японских отношений. И, не коснуться этого вопроса, значит не понять, почему время от времени в отношениях России и Японии возникают напряженность. 

японцы и китайцы народ такой… у них другая ментальность… они преклоняются перед сильными… и сметают без зазрения совести слабых.  мы не такие. курилы отдавать нельзя

 

Согласен. Курилы – это наша исконно русская земля, хотя в некоторых кругах это и оспаривается. Особенно ратуют за передачу Курил наша так называемая либеральная оппозиция. А, что касается японской и китайской ментальности, то здесь есть некоторая разница. Японцы издревле приклонялись перед сильным. Это у них воспитанный самурайский дух, и особая иерархическая система подчинения младшего старшему. В Китае же все контролирует компартия, которая жестко регламентирует не только внешнюю политику, но и внутреннюю жизнь страны. Житель Поднебесной может рассчитывать на продвижение по службе, на хороший оклад, если состоит в партии. Все жизненные блага у них связаны с линией партии. Что, с трибуны сказали – истина в последней инстанции, и никто в Китае (если не хочет попасть на скамью подсудимых) оспаривать решения партии.    

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Рамиль
Рамиль
Был на сайте 3 сентября в 20:28
44 года (01.01.1973)
marcovih1973@bk.ru
Читателей: 10 Опыт: 0 Карма: 1
все 11 Мои друзья
Я в клубах
Помощь блогерам сайта MyPage. Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Политика Пользователь клуба
АРТик Пользователь клуба
Слухи и Факты Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба