Категория: Военная история

Судьба крейсера «Варяг»

Всем привет. Сегодня открываю новую рубрику в своем блоге под названием «Военная история», в которой буду рассказывать о событиях военной истории. Открыть рубрику решил рассказом о крейсере «Варяг».

«Наверх вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает,
Врагу не сдается наш гордый Варяг,
Пощады никто не желает».

Это стихотворение написал австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц, под впечатлением героизма русских моряков, вступивших в битву с превосходящими силами противника 27 января 1904 года в бухте корейского порта Чемульпо. В апреле 1904 года были сделаны переводы на русский язык, а уже затем эти слова были положены на музыку. Так появилась песня, которую полюбили моряки, а вместе с ними и весь народ. После этого лирического отступления перейдем непосредственно к истории крейсера «Варяг».

 


Историческая справка:

«Бронепалубный крейсер 1-ого ранга «Варяг» спущен на воду 1899 году; заложен в 1898 году в Филадельфии на судоверфи американской фирмы «Ульям Крамп и сыновья». «Варяг» принят в состав российского императорского флота в 1901 году.

Водоизмещение – 6500 тонн.
Максимальная скорость – 23 узлов.

Вооружение:
12 шестидюймовых орудий;
22 малокалиберных орудий;
5 минных аппаратов.

Экипаж – 580 человек».

В сентябре 1901 года крейсер Варяг» вошел в состав первой тихоокеанской эскадры, которая в то время базировалась в Порт-Артуре.


В конце XIXвека центр российских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе перемещается в Маньчжурию и Корею. Главными опорными пунктами России в Китае становятся Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), построенная как часть Транссибирской магистрали. КВЖД проходил по территории Маньчжурии и соединял Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Тогда же был заложен город Харбин. По конвенции 1898 года, китайская сторона предоставляла России владение Порт-Артуром в аренду сроком на 25 лет. В 1903 году была образовано Дальневосточное наместничество, в которое вошли: Квантунский полуостров и Приамурское генерал-губернаторство. Наместником был назначен адмирал Алексеев. Злые языки называли его внебрачным сыном Александра II, следовательно, он был братом Александра III. Если так, то Алексеев приходился императору Николаю IIдядей. Но вернемся к Порт-Артуру, расположенному на юге Ляодунского полуострова. Порт-Артур – незамерзающий порт, представлял собой немалую ценность в дальневосточной политике царского правительства. Порт-Артур считался главной базой Тихоокеанского флота. Здесь базировалась первая тихоокеанская эскадра, в состав которой вошел и крейсер «Варяг».

Интересы царизма не замыкались на Маньчжурии. Они были обращены на Корею. После войны с Китаем в 1894 – 1895 годах Корея фактически оказалась под протекторатом Японии. Но царское правительство не прочь была выгнать японцев с Корейского полуострова, в дальнейшем установить над Кореей свой протекторат. В Корее смыкались и англо-американские интересы. Британская империя и Соединенные Штаты, активно толкавшие Японию на войну с Россией, рассчитывали, что в предстоящей войне обе стороны ослабнут, и это не помешает установить свое господство в Корее и в АТР. Вся эта тонкая политическая игра велась в корейской столице Сеул. Именно такая политика явилась причиной того, что в небольшом корейском порту Чемульпо одновременно находились военные корабли Англии, США, Японии, Франции, Италии и России. Россию представляли крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга, кадрового офицера гвардейского экипажа Всеволода Федоровича Руднева, и канонерская лодка «Кореец» — командир капитан второго ранга Григорий Павлович Беляев. 


Почему крейсер «Варяг» оказался на дипломатической службе? Во-первых: дело было в командире крейсера В.Ф. Рудневе, который считался не только отважным, знающим моряком, но и умным и тонким дипломатом. Автор двухтомного романа «Порт-Артур» Александр Степанов утверждает, что «Руднев смолоду приобрел дипломатический лоск и такт. Командование весьма это ценило и неизменно направляло Руднева туда, где международная политическая обстановка грозила осложнениями, как это имело место сейчас в Корее». Другая причина заключалось в технической неисправности «Варяга». Крейсеру пришлось преодолеть огромный и трудный путь из Кронштадта в Порт-Артур через Атлантику, Средиземное и Красное море, Персидский залив, Восточно-Китайское море. Без малого «Варяг» в этом переходе преодолел путь в 8000 миль. В результате такого длительного перехода «Варяг» оказался в техническом плане в плачевном состоянии. Котлы, которые и без того, часто выходили из строя, не выдерживали напряженной работы. Также не на высоте оказалась и силовая установка. В результате «Варягу» требовался длительный и дорогостоящий ремонт. Однако ремонтно-техническая база Порт-Артура не могла обеспечить такого ремонта. Отправить же новейший крейсер обратно в Кронштадт или во Владивосток было делом немыслимым. Ведь это лишний раз доказала бы слабость российского военного флота, бездарность тех, кому было поручено наблюдать за постройкой крейсера в Филадельфии. Кроме того, это наносило ущерб престижу России и царизму. В результате Алексеев принимает логическое в мирное время, но совершенно абсурдное (при надвигающиеся военной опасности) решение – оправить «Варяг» в Чемульпо в качестве стационарного судна, призванного выполнять чисто дипломатическую миссию. Чтобы лишний раз не нагружать «Варяг» к нему была присоединена канонерская лодка «Кореец» для выполнения курьерских функций. 

Решение отправить «Варяг» в стационар было продиктовано тем, что ни в Петербурге, не в Порт-Артуре не верили в возможность начала войны. Алексеев, считал, что слабая в военном отношении Япония никогда не осмелиться напасть на Российскую империю, обладающую мощным военным флотом и армией. Однако японское правительство, в течение всего нескольких лет, получив от Британии значительные субсидии и от США военную помощь, усовершенствовало свою армию и флот. К началу русско-японской войны, флот Японии (как считают современные эксперты) был в 1,5 – 2 раза сильнее российского. Тем более, что Тихоокеанский флот России был рассредоточен от Порт-Артура и Владивостока до Кронштадта. В Порт-Артуре находилась лишь первая тихоокеанская эскадра, в составе которой были 7 броненосцев, три из которых «Севастополь», «Пересвет» и «Полтава» были устаревшими, тихоходными без мощной артиллерии судами. Также в распоряжении адмирала О.В. Старка, командовавшего на тот период Тихоокеанским флотом,  находились 7 крейсеров. Из них новейшими были 4 «Аскольд», «Баян», «Новик» и «Боярин» (не считая, «Варяга», отправленного в Чемульпо). Вместе с миноносцами, транспортами и вспомогательными судами – около 50 кораблей. В отличие от русского флота, японский был сосредоточен в одном месте. Броненосная эскадра адмирала Того состояла из 7 броненосцев новейшего типа, построенных в период с 1882 по 1900 год. Кроме того в распоряжении адмирала Того находились 6 больших броненосных крейсеров и с полсотни миноносцев. Но вернемся к судьбе «Варяга» и канонерской лодки «Кореец».

В ночь с 25 на 26 января (по старому стилю) японские войска начали высадку в Корее, тем самым нарушив все существовавшие на тот период международные соглашения о нейтралитете Корее. 26 января Рудневу был доставлен ультиматум от контр-адмирала Императорского японского Флота С. Уриу следующего содержания:

«В виду начала военных действий между Японией и Россией я имею честь… просить вас покинуть со всеми судами, находящимися под вашей командой, порт Чемульпо до полудня 9 февраля 1904 года (27 января 1904 года по русскому стилю). В противном случае я атакую вас в порту».

Руднев, получив ультиматум, решает принять вызов. В 11 часов 27 января «Варяг» и «Кореец» покидают порт. Цель Руднева понятна. Он хотел попытаться прорваться в Порт-Артур и воссоединиться с первой тихоокеанской эскадрой. Но этому не суждено было сбыться. Против «Варяга» и «Корейца» сражалась японская эскадра контр-адмирала Уриу в составе 14 судов: шести крейсеров и восьми миноносцев. Единственным преимуществом «Варяга» перед этой армадой являлась скорость крейсера. Не одно японское судно, входившее в эскадру Уриу, не могло сравняться по скорости с «Варягом». Однако, японские крейсера превосходили «Варяг» по вооружению. Только один тяжелый бронепалубный крейсер «Асама» водоизмещением в 9,5 тысяч тонн, был 1,5 раза сильнее «Варяга» и «Корейца» вместе взятых. Естественно бой в акватории порта Чемульпо завершился победой японцев.

В течение часа (столько длился бой «Варяга» с превосходящими силами противника) русский крейсер получил огромные повреждения, не позволившие крейсеру не вести дальше сражение, не починить их в условиях блокады нейтрального порта Чемульпо японцами. Были потери и в людях. По мнению некоторых экспертов, потери «Варяга» в людях составило около 1/3 экипажа (убитыми, раненными, обожженными и контуженными). Был ранен и сам капитан корабля Руднев. Что, касается японцев, то они потеряли один миноносец, потопленный «Варягом». Значительные повреждения получил крейсер «Асама». Повреждены были и другие корабли японской эскадры. Крейсер «Варяг» в сопровождении канонерской лодки «Кореец» вернулся обратно в Чемульпо. После осмотра крейсера, Руднев принимает решение затопить крейсер, что и было сделано. «Кореец» был выведен за пределы порта и подорван. Оставшиеся в живых русские офицеры и матросы были размещены на стационарах иностранных государств. Через несколько дней они были доставлены в Шанхай, а оттуда в Петербург. Так завершился этот бой, показавший, что даже в самой безнадежной ситуации русские моряки чтут традиции, заложенные предками – «Умрем, но не сдадимся». 

Дальнейшая судьба «Варяга»

Эпопея «Варяга» на этом не закончилась. После того, как Корея оказалась в руках японцев, русский крейсер был поднят со дна и зачислен в состав японского военно-морского флота. Под названием «Сойя» бывший «Варяг» служил японцам до 1916 года, пока не был выкуплен Россией. Крейсеру было возвращено его исторические название «Варяг». До 1917 года он находился в составе Северного флота. В 1917 году «Варяг» был отправлен на ремонт в Великобританию, где в 1918 году в связи с революционными событиями в России был интернирован. В 1920 году «Варяг» при переходе из Великобритании в Германию попал в сильный шторм и сел на мел у берегов Ирландии. По другой версии, «Варяг» затонул у берегов Северной Шотландии. Таким образом, точного места, в котором окончил свой путь легендарный крейсер, неизвестно

 Эпилог

В столетний юбилей русско-японской войны – в 2004 году в деревне Савино Заокского района Тульской области был открыт «Дом-музей В.Ф. Руднева», посвященный подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Обсудить у себя 2
Комментарии (6)

еще раз освежил все в памяти ...  никто не забыт, ни что не забыто ...

Так и должно быть. Мы не вправе забывать героев. Без прошлого не может быть настоящего и будущего.

Благодарю за интересный пост, Рамиль !

Ирина это вам огромное спасибо за оценку и за интерес, который вы проявляете к моему блогу.

Некоторые вещи впервые узнаю. Интересный пост.

Спасибо огромное Елена за отзыв. Счастлив, что вам понравилась статья. Надеюсь продолжить вести блог. Действительно, в истории очень много интересного. Вот пытаюсь все это объединить в один блог. Пока не знаю, что из этого получиться.  

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Рамиль
Рамиль
Был на сайте 3 сентября в 20:28
44 года (01.01.1973)
marcovih1973@bk.ru
Читателей: 10 Опыт: 0 Карма: 1
все 11 Мои друзья
Я в клубах
Помощь блогерам сайта MyPage. Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Политика Пользователь клуба
АРТик Пользователь клуба
Слухи и Факты Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба